К сожалению, у нас не много людей, когда-либо слышавших или читавших о «детях индиго». Между тем, эта тема в последние десятилетия активно дискутируется в мире. Изданная в 1982 году книга «Как разобраться в жизни с помощью цвета» известного американского ясновидящего и психолога Нэнси Энн Тэпп, где впервые говорится о «детях нового поколения», сразу стала сенсацией. И дело, конечно, было не в том, что, согласно утверждению автора, «на свет появились новые души, чтобы способствовать нашему переходу к очередной стадии эволюции человеческого сознания». Главное, описание отличительных черт обладателей этих душ полностью совпадало с тем, что могли наблюдать в своих детях тысячи семей по всему миру. По версии Тэпп, представителей этой новой популяции, демонстрирующей небывалые способности в самых разных сферах, отличает особая сине-фиолетовая — цвет индиго — аура. С ее легкой руки, все более множащееся количество детей, разительно отличающихся от сверстников как в одаренности, так и поведении, и стали называть «дети индиго». Этот термин приняли даже те ученые-психологи, которые никак не могут согласиться с метафизической природой этого явления. Однако то, что явление как таковое действительно имеет место быть, сегодня, кажется, бесспорно. При этом, конечно, не исключено, что причиной тому и сам уровень развития цивилизации, открывшей неограниченный доступ к источникам информации. Так или иначе, как признают многие психологи, педагоги, философы, врачи и ученые по всему миру, сегодня наблюдается гораздо больше одаренных детей, чем когда-либо за всю историю человечества. Можно уверенно утверждать, что их немало и в Азербайджане, где всплеск детской творческой активности — очевидный факт. И неважно, что мы не называем их «детьми индиго». Потрясающие успехи, демонстрируемые ими во всех областях — будь то живопись, музыка, шахматы или точные науки (чего стоят одни победы на международных олимпиадах по физике и химии ребят, причем преимущественно из регионов), — что это, как не интеллект-бум среди идущего нам на смену поколения. Наверное, их, уже состоявшихся и заявивших о себе, могло бы быть больше — если бы в состоянии мы были вовремя распознать и поддержать юное дарование. Понятно, что заниматься этим должны в первую очередь специалисты — психологи, которых у нас, увы, и для более простых случаев катастрофически не хватает. Остаются — родители и, если повезет, школа. Однако сделать это и тем, и другим сложно по многим причинам, главная из которых и неадекватность поведения «ребенка индиго», зачастую не вписывающегося в рамки общепринятых правил. Изматывающая взрослых гиперактивность или, наоборот, полная, на грани аутизма, погруженность в себя, и в том, и другом случае категорическое непринятие любых форм принуждения — почти обязательная особенность «новых душ». Про них еще говорят, что они попросту необучаемы и невоспитуемы — по крайней мере, старыми классическими методами. До недавнего времени в Америке им ставили диагноз «дефицит концентрации внимания» плюс «гипервозбудимость» и лечили психотропными таблетками. Сегодня для них в тех же США создано несколько спецшкол, где, отказавшись от общепринятых форм воспитания, дают возможность полностью раскрыться их талантам. Да и в целом отношение к любой неуправляемости ребенка столь изменилось, что за «индиговость», то есть за суперодаренность, родители готовы принять даже элементарную невоспитанность и распущенность своих не в меру избалованных, но отнюдь не блещущих никакими талантами чад — «детей индиго», что нынче и модно, и престижно. Как же вести себя с этими своенравными «гениальными монстрами»? Специалисты дают на этот случай несколько рекомендаций в одной из публикаций, обозначенных как кодекс чести «родителя индиго». Вот некоторые из них: Детям нельзя врать. Ни при каких обстоятельствах. «Полуправда», к которой частенько прибегают родители, стараясь оградить детей от суровой действительности, также вредна. Разговаривать с детьми, как со взрослыми. Это им нравится. Откровенный разговор с родителями очень важен для «индиго». Научиться слушать и слышать и его самого. Главное, не выходить из себя, не оправдываться и не читать нотаций. «Индиго» нужно уважать и давать право выбора. Попытаться почувствовать и понять своих детей, тем более что современные малыши невероятно духовны и появляются на свет с врожденными знаниями. И уж, конечно, не обойтись без родительской любви. Потому что история о «детях индиго» — это история о любви. Начинать надо прямо сейчас, ведь доказывать детям свою любовь никогда не поздно. Что сказать, и впрямь полезные советы. И, надо признаться, не только для «родителей индиго».
|